venskaja-z (venskaja) wrote,
venskaja-z
venskaja

Почему мы такие. Большой пост с обилием цитат.

Давно хотела написать этот пост.

Отчасти из-за того, что в последнее время резко усилились все эти разговоры из категории "эти русские все такие", "никогда не улыбаются", "угрюмый народ", "все они быдло" и пр. Все вы это читали.

Прорвало даже тех, кто долгое время считался пушистыми в белых пОльтах, сделавших состояния на "сером быдле" и теперь благополучно проживающих их далеко за пределами "этой мерзкой страны".

Но повлияло на меня также и то, что, разбирая библиотеку мужа, нашла я удивительную книжку под названием "История России 862-1917." Написал её выдающийся учёный Иван Франциевич Шмурло, крупнейший русский историк, член-корреспондент Российской Академии наук, старейшина историков русского зарубежья.
В начале 20го века он много и подолгу работал в Италии, так как Академия наук назначила его учёным корреспондентом в Риме про Ватиканском архиве.
Уехав в очередную "командировку", после 1917го года он по понятным причинам оказался на положении эмигранта, в Россию больше не вернулся, умер в 1934м году в Праге.

И вот в 1920х годах, когда потоки беженцев из России как-то структурировались и осели, когда стало ясно, что "это надолго", Шмурло озаботился тем, что русские дети, оказавшиеся в иностранных школах, элементарно нуждаются в нормальном учебнике русской истории.
И он этот учебник написал.

Совершенно удивительная книжка, изданная в 1922м году в Мюнхене, написана очень простым доступным языком, читается как художественное произведение.
Уникальность этой работы состоит в том, что она ВООБЩЕ не подвергалась никакой государственной цензуре, ни царской, ни советской.

Так вот, в разделе "Зарождение Русского государства. Характер Русской земли. Её отличие от Западной Европы" доходчиво изложено, почему мы изначально "не такие", мы просто не могли быть "такими" по объективным причинам.

Буду просто цитировать.

"Древние греки и римляне, а позже испанцы, французы, итальянцы, югозападные славяне (сербы и хорваты), византийцы, арабы, османские турки - все жили у берегов Средиземного моря; последнее лежало среди их земель, стало общим поприщем для индивидуальной жизни и притягивало к себе даже народы, жившие в стороне от него: таковы англичане, западные славяне (чехи, поляки) и в особенности германцы. Общению Зап. Европы значительно содействовала развитая береговая линия...
Россия, наоборот, страна континентальная. Её береговая линия определяется как 1:101, т.е. она такая же бедная, как африканская..
...
На Западе более мягкий климат, дары природа там разнообразнее и богаче, ... Восточно-Европейскую равнину природа, наоборот, наделила гораздо скупее. ...В России земля покрыта 5-7 месяцев в году снегом и ничего не даёт за это время, а на Западе в одно лето можно сделать два-три сбора сена и овощей.
По сравнению с Зап. Европой природа здесь мачеха. "Западный человек никогда не был угнетён непрестанной работой круглый год лишь для того, чтобы быть только сытым, одеться, обуться, спастись от непогоды, устроиться в жилище так, чтобы не замёрзнуть от стужи, не потонуть в грязи, чтобы заживо не быть погребённым в сугробах снега. Западный человек никогда не знал и половины тех забот и трудов, которые порабощают и отупляют человека в борьбе с порядками природы, более скупой и суровой" (Забелин).
......
Другая особенность Русской равнины: деление её на две полосы, на Поле и Лес, на черноземно-степную и звероловную; одна - для пахаря и скотовода, другая - для охотника, пчеловода и промышленника......
Судьба и здесь оказалась мачехой для русского человека: чернозёмный, степной юг лежал в районе набегов азиатских кочевников.... Поле, как море  везде дорога, и невозможно на нём положить границ, особенно таких, которые защищали бы, так сказать, сами себя. Жизнь в чистом поле, подвергаясь всегдашней опасности, была похожа на азартную игру.
.....
Правилом лесной жизни было: семь раз отмерь - один раз отрежь. Правило полевой жизни заключалось в двух словах: либо пан, либо пропал. Полевая жизнь требовала простора действий; она прямо вызывала на удаль, на удачу, прямо бросала человека во все роды опасностей, развивала в нём беззаветную отвагу и прыткость жизни. Но за это самое она же делала из него игралище всяческих случайностей. Вообще можно сказать, что Лесная жизнь воспитывала осторожного промышленного политического хозяина, между тем, как Полевая жизнь создавала удалого воина и богатыря, беззаботного к устройству политической жизни."

Потом, уже позже мне попался майский выпуск журнала Story со статьёй А. Никонова "Русский характер". В сущности, статьёй является беседа с профессором истфака МГУ Леонидом Миловым, который всю жизнь посвятил изучению быта русского крестьянина.

Оттуда тоже буду просто цитировать.

"В Европе сельскохозяйственный период десять месяцев, в России - пять. Разница в два раза...Если посчитать, то получится, что русский крестьянин имеет на пашенные работы всего сто дней. И тридцать дней уходит на сенокос. Что же получается? Что он жилы рвёт и еле управляется! ...
О том, что в России беспашенный период длится семь месяцев, писали в государственных документах ещё в 18м веке. Понимали проблему....Вместо 24 пудов зерна, положенных по биологической норме, россиянин потреблял в лучшем случае 16. Вот вам Россия - страна, где хлеба всегда не хватало. Где жизнь всегда на пределе человеческих возможностей...
Да, по сравнению с 18м веком производительность труда на селе возросла в 40-50 раз, но природа осталась неизменной! Поэтому себестоимость российской сельхозпродукции всегда будет дороже западной.....
......
К весне коровы и лошади еле стояли. Казалось бы - огромные просторы, поля, перелески, луга. А у крестьянина дефицит сена!  Почему? Потому что когда трава полна витаминов, её только заготавливать и заготавливать, у крестьянина нет времени на это. сенокос по старому стилю начинался с с 29 июня - с Петра и Павла- и длился до конца июля. А с августа уже надо было торопиться жать попевшую рожь. ... А стойловый период в России - семь месяцев....
Русский скот был чрезвычайно низкого качества. Все попытки помещиков и просвещённых людей из правительства ввезти в Россию хорошие породы из европы заканчивались одинаково - западные породы быстро вырождались...
Отупляющий ежедневный труд...; чёрный беспросветный быт; жизнь на грани постоянного голода; абсолютная зависимость от погодных условий - всё это не могло не сказаться на формировании русского психотипа.
Сколько бы ты не работал, всё равно все в руках божьих, захочет - даст. не захочет - сдохнешь. Работай, не работай - от тебя почти ничего не зависит. Отсюда в русских доходящая до мракобесия суеверность и вечный расчёт на авось.
....
Боялась Европа русского штыкового удара. Потому что не ценил русский солдат-крестьянин свою жизнь. ... "На миру и смерть красна". Миром на Руси называли общину.
.... Без коллективистской психологии, тормозящей развитие капиталистических отношений, российскому крестьянству было просто не выжить. Ну не мог существовать  фермер-одиночка в условиях пахотного цейтнота, когда "день год кормит". Десять- двадцать дней проболел, не вспахал - и твоя семья обречена на голодную смерть. Кто поможет? Община...
....
Неприхотливость и долготерпение, предельная минимизация уровня потребностей, пренебрежение к окружающим и вместе с тем крайняя от них зависимость, готовность помочь и чёрная зависть, эмоциональная открытость и радушие, которые мгновенно могут смениться ненавистью - вот неполный перечень качеств русского человека, доставшихся нам от наших несчастных предков.
В петровскую эпоху у нас было всего 6% городского населения.. Больше русский крестьянин просто не мог прокормить. А в Европе с её урожаями доходило да 30%. Поэтому мы вечно отставали. И поэтому Россия чётко разделилась на два человеческих "подвида" - культурную. европейски образованную аристократию, кушающую с фарфора и обсуждавшую стихи Овидия, и абсолютно серую. забитую, полуживотную массу, по-скотстки живущую на пределе возможностей далеко за пределами нищеты - народ. Они даже говорили на разных языках - одни на русском, другие на французском. Ясно, что эти два народа в одной стране не только не понимали, но и не могли понять друг друга: между ними - непроходимая пропасть."

Потом, когда в Россию пришёл наконец промышленный переворот, ситуация изменилась очень резко, в начале 20го века страна вошла в пятёрку ведущих экономик мира, а мировые цены на зерно устанавливались только после нижегородской ярмарки.
Но первая мировая война, череда революций, сталинизм, вторая мировая - всё перечеркнули.
Когда только-только оправились, худо-бедно зажили, несмотря на навязанную необходимость "выстругивания ядерной дубинки", открыли в Сибири нефть и газ - рухнул с оглушающим треском совок, погребя под своими останками то немногое хорошее, что породил псевдосоциализм.

Страна опять (в который раз!) начала жизнь заново.

Именно благодаря пресловутому "менталитету" опять поднялись на ноги, огляделись по сторонам, благодушно позволяя переть всё что можно и что нельзя тем, кто нынче поливает нас дерьмом в белых пОльтах, не препятствуя продаже на необъятном "быдляцком" рынке всего того, что в "нормальных" странах можно продавать только с большими оговорками, огляделись и призадумались о том, как мы будем жить дальше?

Жить дальше..
Tags: история, неполитическое
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments